Организация работы в образовательной организации по профилактике жесткого обращения с детьми дошкольного возраста
Что же такое насилие? Это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.
Виды насилия над детьми:
- жестокое обращение с детьми;
- пренебрежение основными нуждами ребенка;
- оставление ребенка в опасности
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.
Виды жестокого обращения:
I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка.
III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:
- постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик, энурез.
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.
1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.
2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную ТКДНиЗП.
4. В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
5. В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).
Виды пренебрежений нуждами ребенка:
- Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью - отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
- Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
- Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Особенности психического состояния и поведения ребенка:
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- требования ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность;
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частая вялотекущая заболеваемость.
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.
- В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
- В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной ТКДНиЗП.
- В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.
- Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии истощения и тд)
- Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
- Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
- Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
- Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
- Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:
- Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
- Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
- При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
- Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
- Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.
ПЛАН
работы по выявлению и профилактике раннего семейного
неблагополучия МКОУ «Слободо- Туринская СОШ № 1»
Цель:Создание комплексной системы психолого-педагогической
поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия.
Задачи:
- Повышать уровень профилактической работы с педагогами, и семьями (законными представителями) воспитанников ДОУ;
- Выявлять семьи, предположительно находящихся в социально-опасном положении и «группы риска» на ранних стадиях семейного неблагополучия;
- Оказывать педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку детям, имеющим отклонения в развитии или поведении (эмоционально-волевая сфера), а также их родителям (законным представителям).
4. Работа с педагогами
Работа с педагогами
|
||
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
Анкетирование «Знаем ли мы права детей»
|
сентябрь
|
Педагог- психолог
|
Деловая игра для педагогов по теме: «Знаем ли мы права детей»;
|
октябрь
|
Педагог- психолог
|
Консультация педагогов: «Признаки неблагополучия в семье»
|
ноябрь
|
Педагог- психолог
|
Консультация для работников ДОУ «Жестокое обращение с детьми»
|
январь
|
Педагог- психолог
|
Консультация для работников ДОУ «Дефицит эмоционального тепла».
|
апрель
|
Педагог- психолог
|
Анализ эффективности работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия
|
май
|
Педагог- психолог
|
Работа с родителями (законными представителями)
|
||
Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ.
|
В течение года,
ежемесячно
|
Воспитатель
|
Анкетирование родителей по выявлению неблагополучных семей.
|
В течение года,
ежемесячно
|
Педагог- психолог
|
Изучение причин неблагополучия семьи(Диагностика)
|
По мере выявления
|
Воспитатель, педагог- психолог
|
Консультация по запросу родителей
|
В течение года
|
Педагог- психолог
|
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок. оформление на сайте, на тему «Права детей», «Секреты воспитания»
|
В течение года
|
Педагог- психолог, воспитатель
|
Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские и т.д.), с целью профилактики неблагополучия в семье.
|
В течение года
|
Сотрудники
|
Консультации для родителей на тему: «Права ребенка - соблюдение их в семье».
|
октябрь
|
Педагог- психолог
|
Консультация для родителей на тему:
|
||
«Детские страхи: что, откуда, почему».
|
март
|
Педагог- психолог
|
Анкетирование
Анализ работы с неблагополучными семьями.
|
май
|
Педагог- психолог
|
Консультация для родителей на тему «Секреты воспитания».
|
август
|
Педагог- психолог
|
Работа с воспитанниками
|
||
Права ребенка НОД, беседа, игровые ситуации
|
В течение года
|
Воспитатель
|
Рисование «Моя семья»
|
В течение года
|
Воспитатель
|
Беседы, игровые ситуации на темы:
«Как вести себя с незнакомым человеком»
«Если меня обижают»
«Мои права»
«Детские страхи»
«Эмоционально-волевая сфера»
|
В течение года
|
Воспитатель
|
11.11.2024